Новая немецкая медицина. Советы от немецкая медицина. Клиника немецкой семейной медицины. Почему в израиле хорошая медицина. Главные новости медицины израиля. Медицина в израиле отзывы. Аденома простаты лечение. Быстрое народное лечение аденомы простаты. Аденома простаты и простатит. Легкий способ перестать курить. Как перестать курить уже сегодня. Как перестать хотеть курить. Уход за кожей лица. Качественный уход за кожей летом. Домашний уход за кожей. Боли на ранних сроках беременности. Быстрое лечение на ранних сроках беременности. Ощущения на ранних сроках беременности. Воспаленные гланды лечение. Чем лечить воспаленные гланды дома. Воспаленные гланды симптомы. Прыщи на лице как избавиться. Как навсегда избавиться от прыщей с лица. Прыщи на подбородке как избавиться.
Главная
Информация о зачислении учащихся
Структура и органы управления
Документы
Образование
Начальное образование
Основное общее и среднее (полное) образование
Общие документы
Рабочие программы по предметам
Алгебра геометрия
Английский язык
Башкирский язык
Биология химия
География
Информатика, физика
История, обществознание,экономика
ОБЖ, технология, ИЗО
Русский язык, литература
Физическая культура
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав
Руководитель и его заместители
Персональный состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Программа "Одарённые дети"
Достижения в учёбе
Достижения в спорте
Школьная газета
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
Летопись школы
Школьные уроки и мероприятия
Работы учащихся по ИКТ
Новости
Архив
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Дистанционно
Онлайн уроки
Профком
Фотогалерея
Научно-практическая конференция
Инновационная площадка
Основные сведения
Выпускники об учителях
Электронный паспорт
Выпускники-медалисты
Профильное обучение
Учитель – больше, чем профессия!
Персональные данные
Питание
Обратная связь
Тематические ресурсы для учащихся и учителей
Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ
Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ
Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по обществознанию
Школьный психолог
Паспорт БДД
Инклюзивное образование
Обрнадзор
Родителям
Против НАРКОТИКОВ!

Автор:  Хабирова  Роза  Назаровна , учитель высшей категории, преподаватель русского языка и литературы  МОБУ Краснохолмская  средняя общеобразовательная  школа  №3 Калтасинского  района Республики Башкортостан.

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (часть С)

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………..

2. Особенности работы над экзаменационным сочинением……………………………………………………………………...…

 Понимание исходного текста……………………………………………..…

 Особенности сочинения-рассуждения……………………………………...

 Выбор жанра: рецензия, отзыв или эссе?...............................................................................

 Композиция сочинения………………………………………………………

 Вступление и заключение………………………………………………….

Основная проблема исходного текста……………………………………..

 Комментирование проблемы исходного текста…………………………...

 Авторская позиция и способы ее выражения…………………………….

2.9. Аргументация  собственного мнения по проблеме текста……………………………………………………………………..

3. Работа с текстом-эпизодом  произведения…............

 Обучение работе над сочинением………………………………………….

4. Заключение……………………………………………………………………

5.Библиографический список…………………………………………………..

Введение

В условиях изменения формы выпускного экзамена по русскому языку обучение сочинению-рассуждению имеет большое значение.  Научить выпускников ясно, грамотно излагать свои мысли, как помочь им уверенно справиться с частью С на экзамене- вот что  волнует многих преподавателей русского языка и литературы.

Актуальность работы связана с тем, что нужно научить обучающихся из множества литературы выбрать ту, где детально рассматривались бы особенности подготовки и выполнения экзаменационного сочинения-рассуждения.

Школьная программа предполагает недостаточное количество часов по русскому языку, чтобы качественно подготовиться к экзамену. Не секрет, что интерес к урокам литературы у обучающихся в связи с изменением формы экзамена теряется. Они менее добросовестно читают художественные тексты. Как изменить ситуацию?

Целью методических рекомендаций является определение специфики экзаменационного сочинения-рассуждения и оказание помощи учителям и обучающимся при подготовке к написанию части С.

Задачи работы.

1) Определить жанровое и композиционное своеобразие сочинения в формате ЕГЭ.

2) Показать нужность иправильность использования схем, памяток и клише при написании сочинения.

3) Рассмотреть варианты работы над сочинением с использованием отрывков из художественных программных произведений .

Структура работы.

1) Этапы работы над сочинением в формате ЕГЭ учетом его специфики:

  • понимание исходного текста,
  • особенности сочинения-рассуждения,
  • определение жанрового своеобразия,
  • рассмотрение композиционных частей сочинения и способов их раскрытия.

2) Обучение работе над сочинением с использованием эпизодов из художественных произведений .

 Особое место уделяется пониманию исходного текста и извлечению из него информации. Учитывая жанровое своеобразие  работы, предлагается единая композиционная схема, которая должна помочь написать сочинение по критериям. В качестве практического закрепления  предлагаются  вариант работы над текстом, взятым из программного художественного произведения.

Методические рекомендации предназначены для учителей русского языка и обучающихся с целью более качественной подготовки к ЕГЭ по русскому языку (части С). Можно использовать  отдельные схемы, клише, памятки, словарик терминов в качестве материала для обучающихся и записать их в тетради для подготовки к ЕГЭ,что поможет справиться  даже слабому выпускнику.

Особенности работы над экзаменационным сочинением

«Сочинение – вид письменной школьной работы, изложение своих мыслей, знаний на заданную тему»,- такое определение дается в Толковом словаре русского языка Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю.

Сочинение в формате ЕГЭ (часть С) во многом отличается от традиционных вариантов и вызывает сложность не только у выпускников, но и некоторых учителей русского языка и литературы.

Понимание исходного текста

Первый этап работы над частью С по русскому языку – понимание исходного текста. А тексты зачастую неоднозначные: одни сложнее, другие более прозрачные и понятные для восприятия. Экзаменуемый задается вопросами: «Какова тема текста? Какую проблему затрагивает автор? Какова авторская позиция? Как написать сочинение?» С целью помочь выпускнику можно предложить алгоритм для понимания исходного текста:

  1. О чем говорится в тексте? (Тема текста).
  2. Какие вопросы рассматривает автор? (Проблематика исходного текста).
  3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Основная проблема текста).

4. Как автор отвечает на поставленные вопросы? С какой целью он написал текст? (Позиция автора и его отношение к основной проблеме исходного текста).

При понимании исходного текста публицистического стиля нужно научиться извлекать информацию, которая может содержать определенные факты или раскрывать позицию автора, систему его взглядов на определенные стороны жизни.

В текстах художественного стиля информация скрыта, завуалирована автором при помощи изобразительно-выразительных средств (художественной детали, оценочной лексики, тропов и др.). Без правильного «вычитывания» этих информаций нельзя понять содержание текста и написать сочинение.

Особенности сочинения-рассуждения

Сочинение в формате ЕГЭ является по типу речи рассуждением.

«Рассуждение – это словесное изложение, подтверждение какой-либо мысли…Рассуждение – очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Это умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны.

Как строится текст-рассуждение и каковы требования к его построению? В нем обычно выделяются три части: 1) тезис (высказывается какая-то мысль); 2)доказательство (или опровержение) этой мысли, то есть аргументы, сопровождаемые примерами; 3) вывод, или заключение.

Важно, чтобы в тексте…между тезисом и аргументами…устанавливалась логическая и грамматическая связи. Логическая связь – это связь смысловая: все приводимые факты должны быть убедительны для каждого и подтверждать именно выдвинутый вами тезис, а не что-то другое. Факт – самое серьезное, самое бесспорное доказательство. Для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами нередко используются такие слова:во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, таким образом.

В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.»

Навыки написания сочинения-рассуждения должны быть сформированы у выпускников.

Рецензия, отзыв или эссе?

По жанру сочинения в формате ЕГЭ имеют общее с рецензией, отзывом и эссе, так как «являются письменно высказанным мнением, содержат оценку текста, выражение отношения читателя к тому, что и как написано, выражение того, в чем читатель согласен с автором и в чем не согласен…Различаются же они глубиной анализа, степенью официальности и обязательности следования определенному плану, схеме»

Для рецензии, в отличие от школьного сочинения, обязательным является многостороннее рассмотрение текста с включением всех составляющих лингвистического анализа.

В отзыве же, как правило, говорится о тех впечатлениях, которые произвели книга, фильм, спектакль. Анализ лишь поверхностный.

Эссе – специфическая форма отзыва, трактующая о предмете только в той мере, в какой он произвел впечатление на автора. Автор эссе анализирует избранную проблему, не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса. Подобную вольность допустить не может выпускник при написании сочинения в формате ЕГЭ, так как потеряет баллы по критериям К4, К5.

Таким образом, сочинение в формате ЕГЭ – особый жанр, в котором должны соблюдаться определенные критерии (К1-К12). В нем есть лишь сходные черты с рецензией, отзывом и эссе.

Композиция сочинения

При написании сочинения в формате ЕГЭ нужно строго соблюдать критерии (К1-К12), чтобы набрать максимальное количество баллов. В этом сложность и простота работы. Важно соблюдать все критерии, что требует строгой композиции. Однако в этом и есть выигрышность сочинения, потому что писать по определенному алгоритму гораздо легче . Можно использовоть  следующее для работы над сочинением в формате ЕГЭ:

Композиция сочинения (часть С)

  1. Вступление:

- сообщение по теме (или)

- сообщение об авторе (или)

- вопросно-ответное единство (или)

- риторический вопрос.

  1. Формулирование основной проблемы исходного текста.

(Нельзя подменять проблему исходного текста темой; нельзя называть несколько проблем, поднятых автором в тексте).

 выбрать одну из проблем и четко ее сформулировать

  1. Комментарий проблемы.

 растолковать проблему, сказав об отношении общества к ней; определить ее актуальность и степень важности и так далее.

  1. Формулирование позиции автора, комментирование позиции.

понять мнение автора относительно выделенной проблемы.

  1. Изложение собственного мнения, коммуникативный замысел.

 одобрить или не одобрить позицию автора, выразить согласие или несогласие; сформулировать собственную позицию по проблеме в виде тезиса, который нужно аргументировать.

  1. Аргументация тезиса – доказательство правильности собственной мысли.

подобрать не менее двух аргументов, доказывающих справедливость тезиса; прокомментировать аргументы, сделав определенный вывод.

  1. Заключение:

- нравственный вывод (или)

- призыв (или)

- пословица-вывод (или)

- афоризм (или)

- пожелание на будущее.

Однако эта  будет полезно  только тем выпускникам, которые понимают значение терминов, используемых в алгоритме. Для некоторых учащихся полезно заглянуть в словарь.

«Небольшой словарь терминов, используемых в критериях оценивания ответа на задание части С

Аргумент– довод, основание, суждение (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли.

Аргументировать- приводить доказательства, аргументы.

Исходный текст– текст, предложенный экзаменуемому для анализа.

Идея авторская– главная мысль текста, отражающая отношение автора к изображаемому.

Комментарий проблемы– толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста.

Коммуникативный замысел– попытка экзаменуемого изложить свою точку зрения на информацию, содержащуюся в исходном тексте (коммуникативная компетенция – способность к речевому взаимодействию в различных сферах общения).

Мнение– собственное суждение по предложенной проблеме; взгляд, точка зрения.

Проблема исходного текста– основной вопрос, поставленный в тексте, требующий изучения, разрешения. Внимание! Проблем (вопросов) может быть несколько.

Проблематика– совокупность вопросов (проблем), поставленных автором в тексте.

Позиция автора– отношение создателя текста к поднятой проблеме, героям и т.д. (иначе говоря, это то, что думает обо всем этом автор, как он сам отвечает на поставленные вопросы).

Фоновый материал – материал, который экзаменуемый использовал для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события; цитаты; примеры из собственной жизни и т.д.).

Фактологическая точность- отсутствие фактических ошибок в фоновом материале.

Формально заявленное мнение –бездоказательное мнение («Я согласен / я не согласен с автором»).

Формулировка проблем исходного текста –определение основных вопросов. Поставленных автором в тексте.

Этика –учение о нравственности, о правилах поведения человека.

Корректность –вежливость, тактичность, учтивость.

Этически корректно сформулировать свое мнение –деликатно, тактично, соблюдая нравственные нормы и принципы, изложить свою точку зрения по проблеме, поставленной автором текста (согласиться или не согласиться).

Этически некорректно сформулировать свое мнение –выразить его неделикатно, в грубой форме».

Вступление и заключение

Некоторые ученики считают, что вступление и заключение не нужны при написании сочинения в формате ЕГЭ, потому что в критериях оценивания они не оговорены. Но это неверно. Хотелось бы напомнить критерий (К5): 2 балла – «Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушения абзацного членения текста».

Отсутствие вступления и заключения в работе приведет к разрушению «смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения».

Сложнее всего написать вступление, потому что сочинение еще не написано. Для выпускников необходимо запомнить несколько форм вступлений, потренироваться в их использовании в различных тренировочных работах.

Формы вступлений

1) Вступление может вводить в тему текста: в 1-2 предложениях рассказать, о чем говорится в тексте.

2) Можно рассказать об авторе текста при условии, если что-либо известно о его биографии. Здесь важно не допустить две грубые оплошности: во-первых, не увлекаться историей жизни писателя, даже если она известна вам хорошо. Помните, что вступление может быть не более трех предложений! Во-вторых, не придумывать «биографию» автору. Будет допущена грубая фактическая ошибка и потерян балл.

3) Форма вопросно-ответного единства тоже может быть одним из видов вступления. В этом случае в виде вопроса должна быть озвучена проблема исходного текста, а в виде ответа – тезис, который необходимо доказать.

4) Ряд риторических вопросов, созвучных теме или проблеме текста, сделает вступление к сочинению более эмоциональным и выразительным.

5)Вступление может состоять из ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста.

6) Можно начать сочинение с цитаты, пословицы, поговорки, которая должна либо содержать основную мысль текста, либо затрагивать проблему.  При неправильном цитировании можно допустить фактическую ошибку и потерять балл ( К12).

Существуют и другие формы вступлений: описательное утверждение, иллюстрация какого-либо факта основной мысли или проблемы текста, использование ключевого слова. При написании вступления важно помнить, что оно должно быть небольшим, выразительным, логически и грамматически связанным с основной частью.

Формы заключений

Заключение - важная часть в сочинении, оно создает целостность, завершенность работы.

1) Один из распространенных видов заключения – нравственный вывод, урок, который должны извлечь читатели исходного текста, если его автор поднимает общественно значимую проблему.

2) Если в тексте рассматривалась проблема философского характера, то финал работы может быть открытым и передавать только личное впечатление.

3)Яркое сравнение или пример, подводящий итог рассуждениям также могут быть в качестве заключения.

4) Пословица или удачная цитата могут быть использованы в качестве заключения, но обязательно прокомментированы. Во избежание фактической ошибки нельзя искажать цитату.

Следовательно, роль вступления и заключения значительна. Чтобы не испытывать затруднений при их написании, нужно выработать навыки. Можно использовать один или два варианта на различных текстах, если эти варианты более удачны.

Основная проблема исходного текста

Первый балл, который «зарабатывает» выпускник при написании сочинения, – определение основной проблемы исходного текста, на которой строится все сочинение. Самое трудное для выпускника – правильно ее определить.

Основные ошибки при выполнении этой работы: 1) вместо проблемы исходного текста определяют его тему; 2) рассуждают о ряде проблем, которые автор затрагивает в тексте; 3) не определяют проблему исходного текста.

Определим значение слова «проблема». «Проблема – 1. Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Постановка, решение проблемы. 2.перен. О чем-нибудь трудно разрешимом, осуществимом (разг.).Нет проблем!»4

Именно «сложный вопрос» заставляет автора обратиться с наболевшим к читателю, чтобы тот помог его решить, высказал свое мнение по этому поводу. Как его определить? Вот один из советов:

« Основная проблема – Это та,

  • которая стала объектом раздумий автора;
  • над которой он в основном размышляет;
  • к которой он неоднократно возвращается;
  • по которой четко заявлена авторская позиция.»5

Чтобы правильно найти основную проблему исходного текста, нужно после его внимательного прочтения и извлечения информации понять «боль» автора, то, что его тревожит.

Комментирование проблемы исходного текста

При разговоре один из учителей-практиков о комментировании проблемы исходного текста отметил, что «этот этап работы не составляет сложности для учеников, так как для этого достаточно коротко пересказать текст». Ошибка учителя отразится на качестве сочинений его учеников и количестве их баллов: « Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается нулем баллов».

«Комментарий - это толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста», а не его пересказ. Нужно помнить, что « в комментарии не должно быть

  • пересказа исходного текста или любой его части.
  • Рассуждений по поводу всех проблем текста.
  • Комментариев о действиях героев текста.
  • Общих рассуждений о тексте: ведь вам нужно прокомментировать одну из проблем!»6

Проблемы в публицистических текстах могут быть нравственные, экологические, социальные, психологические, философские, межнациональные, морально-этические. По степени актуальности: животрепещущие, насущные, острые, важные, неотложные, первоочередные, неразрешимые, наболевшие. При комментировании нужно ответить на вопросы: традиционна проблема или нова? Если традиционна, то какие точки зрения есть по этому поводу? Если нет, то в чем новизна вопроса? Как автору удалось привлечь внимание читателя к данной проблеме? Как характеризует автора выбор данной проблемы? «Проблема может заставить читателя

  • глубоко задуматься;
  • серьезно размышлять;
  • рассуждать вместе с автором;
  • серьезнее относиться к…;
  • переосмыслить свое отношение к…;
  • поделиться мыслями о…;
  • оценить масштаб чего-либо;
  • открыто выразить свое отношение к… и др.»

Авторская позиция и способы ее выражения

После комментирования проблемы исходного текста нужно научиться правильно определять авторскую позицию.

Позиция автора – это его взгляд на проблему исходного текста, его предложения способов решения вопроса. Авторская позиция может быть выражена по-разному:

«1. Четко, прямо, непосредственно:

  • в названии текста;
  • в отдельных предложениях текста;
  • через ряд аргументов.

2. Через модальный план текста:

  • риторические вопросы;
  • риторические восклицания;
  • порядок слов;
  • лексические повторы;
  • оценочную лексику;
  • модальные слова и частицы;
  • ряд вводных слов, словосочетаний, предложений.»8

В текстах публицистического стиля мнение автора по проблеме чаще всего заявлено непосредственно, четко и выявление позиции писателя не составляет труда для учащихся.

В текстах же художественного стиля оно завуалировано при помощи различных деталей, поэтому не всегда правильно определяется выпускниками. В этом случае поможет вопрос: «Каково ваше мнение об основной проблеме исходного текста? Как автор подводит вас к этому мнению? С какой целью?» Обычно писатель незаметно подводит своего читателя к определенному взгляду на поставленный вопрос, таким образом, авторское и читательское мнения обычно тождественны. Определите свое мнение об основной проблеме исходного текста - оно поможет вам понять позицию автора.

Изложение собственного мнения по проблеме исходного текста, его аргументация

Чаще всего мнения автора и читателя по проблеме исходного текста совпадают. Но формального согласия недостаточно( «я разделяю с мнение автора»), необходимо сформулировать тезис и подтвердить его аргументами.

Если же мнение автора не разделяется читателем, то несогласие должно быть выражено этически корректно. Можно использовать следующие клише:

  • «Автор, по-моему, не прав, утверждая, что…
  • Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
  • На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
  • Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.
  • Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что…!»9

За правильную аргументацию собственного мнения по проблеме можно «заработать» 3 балла, опираясь на читательский опыт. Аргументами также являются

  • имена исторических деятелей,
  • названия событий,
  • даты,
  • цитаты,
  • различные исторические факты,
  • положения официальных документов,
  • народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы,
  • примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы.

Аргументация в сочинении, как показывает опыт, – самый трудный этап работы для выпускников, так как небогатый читательский «багаж» и неумение применять знания на практике - распространенная «беда» современных выпускников.

Работа с текстами-эпизодами из художественных произведений

Готовиться к сочинению в формате ЕГЭ нужно последовательно и систематично. Например, в 10 классе можно использовать на уроках русского языка в качестве исходных текстов отрывки из художественных программных произведений, а некоторые виды тематических контрольных сочинений на уроках литературы заменить сочинениями в формате ЕГЭ, используя подобные тексты.

Практическая польза при этом большая: во-первых, увеличивается количество часов для подготовки к ЕГЭ ( 1-2 часа в неделю уроков русского языка для подготовки к экзамену недостаточно); во-вторых, не будет сочинений из готовых вариантов по традиционным темам ; в-третьих, детальный анализ отдельных текстов художественных произведений позволит использовать их в качестве аргументов при написании контрольного или экзаменационного вариантов; в-четвертых, повысится интерес у учащихся к более глубокому чтению художественных произведений.

При выборе эпизода нужно помнить, чтобы в нем затрагивалась автором какая-либо общественно значимая проблема и звучала позиция автора.

Обучение работе над сочинением

Текст №1-

 Да…чуть было не забыл тебе сказать…Вели-ка завтра наших лошадей к Федоту выслать на подставу…Мне нужно к Аркадию съездить на короткое время. Я потом опять сюда вернусь.

Василий Иванович перевернулся на месте.

- Да! На короткое время… Хорошо. – Василий Иванович вынул платок и, сморкаясь, наклонился чуть не до земли. – Что ж? это… все будет. Я было думал, что ты у нас… подолше. Три дня… Это, это, после трех лет, маловато; маловато, Евгений!

- Да я ж тебе говорю, что я скоро вернусь. Мне необходимо.

- Необходимо…Что ж? Прежде всего надо долг исполнять…Так выслать лошадей? Хорошо. Мы, конечно, с Ариной не ожидали. Она вот цветов выпросила у соседки, хотела комнату тебе убрать. (Василий Иванович уже не упомянул о том, что каждое утро, чуть свет он совещался с Тимофеичем и, доставая дрожащими пальцами одну изорванную ассигнацию за другою, поручал ему разные закупки, особенно налегая на съестные припасы и на красное вино, которое, сколько можно было заметить, очень понравилось молодым людям.) Главное – свобода; это мое правило… не надо стеснять…не…

Он вдруг умолк и направился к двери.

- Мы скоро увидимся, отец, право.

Но Василий Иванович, не оборачиваясь, только рукой махнул и вышел. Возвратясь в спальню, он застал свою жену в постели и начал молиться шепотом, чтобы ее не разбудить. Однако она проснулась:

- Ты от Енюши? Знаешь, я боюсь: покойно ли ему спать на диване? Я Анфисушке велела положить ему твой походный матрасик и новые подушки; я бы наш пуховик ему дала, да он, помнится, не любит мягко спать.

- Ничего, матушка, не беспокойся. Ему хорошо. Господи, помилуй нас, грешных, - продолжал он вполголоса свою молитву. Василий Иванович пожалел свою старушку; он не захотел сказать ей на ночь, какое горе ее ожидало10.

( И.С.Тургенев)

Задания к тексту.

1. Понимание исходного текста.

- Какой эпизод из романа Тургенева «Отцы и дети» представлен нам? Как его можно озаглавить?

- Как можно охарактеризовать героев эпизода по отдельным деталям?

Герои эпизода

детали

выводы

Евгений Базаров

«только плечами пожал»;

«скучно»;

«Ничего! До свадьбы заживет…»;

«проговорил с натянутым зевком»;

«Да..чуть было не забыл тебе сказать…»

Равнодушно относится к родителям, проявляет эгоизм и черствость.

Аркадий Кирсанов

«она очень огорчится, да и он тоже»;

«Мне твою мать особенно жалко…»;

«Ты матери своей не знаешь, Евгений, Она не только отличная женщина, она очень умна»

Проявляет доброту и чуткость, с жалостью относится к родителям Базарова, не хочет огорчать их.

Василий Иванович Базаров

- прерывистая взволнованная речь;

- желание вкуснее накормить сына и его друга;

- скрывает от жены отъезд сына

Проявляет безграничную любовь к сыну, испытывает боль от предстоящего расставания. Бережно и с жалостью относится к жене.

- Какую задачу ставить перед читателями Тургенев в данном тексте, создавая характеры героев?

1. Проблема исходного текста.

Памятка!

В тексте исследуется (анализируется, поднимается, рассматривается, затрагивается) проблема (чего? Родительный падеж) нравственного выбора (или экологии, добра и зла, выбора жизненной цели и др.)

Найдите правильную формулировку проблемы исходного текста. В предложении не должно быть грамматических ошибок.

1) Тургенев рассматривает проблему того, какими сложными бывают взаимоотношения двух поколений.

2) Автор анализирует проблему о равнодушии к близким людям.

3) В тексте поднимается проблема сложности взаимоотношений «отцов» и «детей».

4) Проблема равнодушия, которую затронул автор, очень актуальна.

5) Тургенев ставит проблему о том, что молодежь жестока по отношению к родителям.

3. Комментарий проблемы.

1) Вычеркните из предложенных характеристик то определение, которое в данном случае будет неверным:

  • острая
  • важная
  • спорная
  • актуальная
  • вечная

2) Почему проблема исходного текста важная и актуальная для современного общества?

Памятка! Используйте клише: «Проблема может читателя заставить

  • лучше понять себя и окружающих
  • переосмыслить свое отношение к родителям
  • по-иному посмотреть на свое поведение
  • критичнее относиться к …
  • заняться самовоспитанием
  • с горечью понять, что…»

4. Авторская позиция по проблеме исходного текста.

1) Определите стиль текста. Какие признаки художественного стиля здесь представлены?

2) На чьей стороне автор: на стороне «детей» или «отцов»? (Обратите внимание на детали, которые характеризуют героев; вспомните отношение автора к своему герою.)

Памятка!

В текстах художественного стиля автор создает образы и картины, чтобы читатель смог представить описываемые события. Авторская оценка, его эмоции и переживания раскрываются чаще всего через портрет героя, речь, пейзаж и др. В художественном произведении писатель «подводит» читателя к определенному мнению по проблеме, поэтому читательское и авторское мнения созвучны.

5. Подбор аргументов.

1) Выберите из списка произведений те, в которых герои, как и в данном эпизоде, сталкиваются с проблемой сложности взаимоотношений «отцов» и «детей»:

  • Л.Н.Толстой «Война и мир»
  • А.С.Пушкин «Станционный смотритель»
  • М.Горький «На дне»
  • А.Н.Островский «Гроза»

2) Выразите свое мнение по проблеме исходного текста, аргументируйте его, используя читательский опыт.

Памятка! Используйте клише:

  • С удовольствием прочитал…
  • К сожалению,…
  • разделяя мнение автора, хочу сказать, что…
  • Нельзя остаться равнодушным…

6. Работа над сочинением.

Используя материалы заданий, напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту. Не забудьте о вступлении и заключении

Заключение

ЕГЭ по русскому языку – это испытание не только для выпускников, но и для учителя, так как является определенным показателем его методического мастерства.

Данные методические рекомендации нацелены помочь учителю и выпускникам качественно подготовиться  к выполнению части С.

В работе учитывается специфика экзаменационного сочинения-рассуждения, рассматриваются его композиционные особенности. Схемы, памятки, клише помогут даже слабым ученикам справиться с заданием. Использование в качестве исходных текстов эпизодов из художественных программных произведений – это апробированный вариант, позволяющий эффективно использовать время для подготовки к экзамену и повысить интерес у учащихся к изучению литературы.

Необходимые  условия: системность подготовки и корректировка недочетов.

Библиографический список

1. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе. – 1996. - №5.

2. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001.

3. 2.Махницкая Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе. Пособие для подготовки к ЕГЭ. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004, с.136

4. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

5. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3(С): учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен»,2009.

6. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Тематические тренировочные задания. Уровень А, В, С / Г.Т. Егораева, Е.М.Сергеева. – М.: «Экзамен», 2010.

7. Махницкая Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе. Пособие для подготовки к ЕГЭ. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

8. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. М., 1999.

9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведов – М.: Азбуковник, 1999.

10. Плотинина Н.П. Сочинение на литературную тему: Материалы к урокам развития речи. – Ульяновск: УлГТУ, 2004.

11. Полтавец Е.Ю. Как писать сочинение. – М., 1999.

12. .Тургенев И.С. Отцы и дети. – М.: «Художественная литература», 1978, с.270-272

 

14. Торкунова Т.В. Как писать сочинение. М., 2000.

© 2018 МОБУ Краснохолмская СОШ №3. . Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.